В Катон-Карагайском районе ВКО началось строительство нового аэропорта

В Катон-Карагайском районе ВКО началось строительство нового аэропорта | ВКО Noks.kz

Реконструкция аэропорта должна повысить транспортную доступность заповедного края для туристов. Новая воздушная гавань будет располагаться в 24 километрах от райцентра. Строители одновременно занимаются устройством взлётно-посадочной полосы, фундаментами аэродромных строений и устройством новой автодороги.

В том, что новый аэропорт Катону просто необходим, мы убедились во время фестиваля тюркской культуры, который проходил в райцентре как раз рядом со старым аэропортом. Тысячи зрителей, наблюдавших за финалом чемпионата области по кокпару, могли видеть, как долго и мучительно заходил на посадку Ан-2 — совсем небольшой самолёт, способный садиться даже в поле. Несколько раз он снижался к самой земле, а затем вновь поднимался в небо. Мы предположили, что длина имеющейся полосы мала даже для него.

Но есть надежда, что лётчикам недолго осталось мучиться. В 2025 году стартовали работы по строительству совершенно нового аэропорта. Масштабные земляные мероприятия уже идут в районе села Белкарагай. Мы специально заехали на строительную площадку, чтобы узнать, как продвигается дело. Первым делом в глаза бросилась активность техники и рабочих вокруг фундамента какого-то строения.

— Здесь будет материально-технический склад, — рассказывает прораб Баглан Ахметжанов. — Котлован и подбетонку уже сделали. Начинаем выставлять опалубку, будем заливать. А дальше уже пойдут металлоконструкции. Рядом котлован, в котором выравниваем дно. Это будет гараж для спецтехники. Ещё одно здание, над которым мы работаем, — это центральный распределительный пункт. Когда  здесь закончим рыть котлован, перейдём к зданию аварийно-спасательной службы. Как котлованы закончим, начнём здания поднимать.

Ближе к горному хребту, расположенному на юге, что-то копают бульдозеры и снуют большегрузы. Как объяснили нам рабочие, там строится новая автомобильная дорога протяжённостью пять километров. Дело в том, что ныне существующее шоссе проходит посреди будущего аэропорта. Когда трассу достроят и машины двинутся в обход, старую дорогу полностью демонтируют. Одновременно бульдозеры прокапывают контуры будущей подъездной дороги от трассы к аэровокзалу. По нашим наблюдениям, земли приходится убирать много. Толщина чернозёмного слоя — больше метра. Как нам пояснили, местами он доходит и до двух метров.

В Катон-Карагайском районе ВКО началось строительство нового аэропортаТяжёлая техника пробивает новую автомобильную дорогу

Севернее автодороги тоже ведутся активные работы. По склону горы ходят грузовики, возящие щебень. С той стороны быстрыми темпами идёт обустройство взлётно-посадочной полосы. Там уже выбрали мягкий грунт, затем подготовленный котлован отсыпали скальником. Мы наблюдали за тем, как ведётся трамбовка. Восемь дорожных катков в ряд укатывали и уплотняли грунт. Выглядит полоса солидно. Возможно, она сможет принимать большие пассажирские суда типа "Боингов". Также нам приходилось слышать версию, что на полосу нового аэропорта при необходимости будут садиться даже военно-транспортные самолёты. Но эта информация нуждается в проверке.

Работы идут полным ходом, не останавливаясь даже в выходные дни. Строители пришли на площадку в начале июня, но сделанное уже заметно.

В Катон-Карагайском районе ВКО началось строительство нового аэропортаВедётся трамбовка взлётной полосы

Появление новой воздушной гавани существенно сократит время на дорогу от Усть-Каменогорска, которая сегодня занимает порядка шести часов даже по хорошей Самарской трассе, а затем по дороге от Курчумского моста до Катон-Карагая. Что уж говорить о разбитой республиканской трассе через Алтай, которая хоть и короче, но выматывает водителя значительно больше. Но расположение нового аэро­порта в 24 километрах от самого Катон-Карагая потребует организации перевозок пассажиров от аэропорта до райцентра. Мы будем узнавать, как предполагается решать этот вопрос.

В Катон-Карагайском районе ВКО началось строительство нового аэропортаЗдесь будет материально-технический склад

В тему

Катон-Карагай — уникальный по природному разнообразию и культурному наследию район Восточного Казахстана и, несомненно, один из самых перспективных туристических кластеров страны. Природа в этих местах впечатляет даже самых искушенных путешественников. Катон-Карагайский национальный государственный природный парк включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Катон-Карагайском районе ВКО началось строительство нового аэропортаПрирода в этих местах впечатляет даже самых искушенных путешественников

Здесь уникальные возможности для любых видов отдыха. Радоновые источники, целебные озера и пантолечебницы — для оздоровления. Пешие, конные, автомобильные маршруты, а также альпинизм, рафтинг — для любителей активного отдыха. Неудивительно, что количество желающих посетить заповедный край увеличивается с каждым годом.

В настоящее время на территории района функционируют 97 туристических объектов, рассчитанных в общей сложности на размещение более 2000 туристов. Но их недостаточно, чтобы вместить всех желающих отдохнуть в заповедном крае. Поэтому в текущем году запланировано строительство и расширение пяти крупных туристических объектов: гостиничного комплекса международного уровня "Wellness Resort" в селе Топкаин, курортного комплекса "Altay Resort" в селе Аршаты и туркомплекса "Altay Terra Resort" в селе Катон-Карагай, ресторана на территории эко-отеля "Muz Tau" в селе Урыль, а также  расширение центра пантолечения "Верх-Катунь" в селе Акшарбак.

Кроме того, в этом году начался средний ремонт дороги, ведущей к курорту "Рахмановские ключи". В июле стартовали работы по восстановлению знаменитой старой Австрийской дороги. Для решения проблем со связью разрабатывается ПСД по строительству антенно-мачтового сооружения вдоль республиканской трассы.

Строительство аэропорта — логичное и перспективное решение, которое способствует повышению доступности уникального региона.

Ирина Плотникова, Юлия Соловьева
Фото автора и Олега Серова

Комментарии
16 июля 2025
0