Учимся вместе
Когда ты особенный, в обычном мире бывает нелегко. Но если рядом есть кто-то, кто поможет найти общий язык с этим миром, ты становишься счастливее.
Сентябрь — начало школьной поры. Каждому родителю знакомо, как много сил и стараний уходит на подготовку ребенка к школе. А для родителей детей с особыми образовательными потребностями вопрос обучения часто становится непростой задачей. Но специалисты Кабинета психолого-педагогической коррекции (КППК)* и Ресурсного центра инклюзивного образования** уверены, что любого ребенка можно научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Просто особенным детям на это требуется немного больше времени.
Особенный год
Полтора года назад родители Руслана обратились в Кабинет психолого-педагогической коррекции за коррекционной помощью. Главной проблемой явилось отсутствие речи и подозрение на задержку эмоционально-коммуникативного развития. Это означало, что ребенок не сможет нормально контактировать со сверстниками, находиться в коллективе и, как следствие, будет лишен возможности обучаться и развиваться.
После проведения командной оценки мальчику были назначены коррекционные занятия с педагогами КППК, с ним занимались психолог, логопед, дефектолог и другие специалисты.
— Во время посещения нашего учреждения мальчик учился общаться со сверстниками, осваивал навыки счета и письма, играл, рисовал, принимал участие в различных воспитательных мероприятиях. Педагоги помогали Руслану стать самостоятельней и уверенней в себе, и использовать приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни, — рассказывает заведующая Усть-Каменогорского Кабинета психолого-педагогической коррекции Марина Пешкова. — Результаты не заставили себя долго ждать. Очень скоро у Руслана появилась самостоятельная речь, ребенок стал более общительным, интересующимся. Руслан научился справляться со своими эмоциями и открываться навстречу новым людям и новым знаниям. Уже в этом учебном году Руслан отправился на свой первый звонок, не в специализированную, а в общеобразовательную школу. Он больше никогда не будет одинок.
Знания доступны всем
Инклюзивное образование — это современный взгляд на обучение. Впервые в Усть-Каменогорске по инициативе благотворительного фонда «Дара» и при поддержке Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust» на базе городской школы № 46 был открыт Кабинет психолого-педагогической коррекции (КППК). Здесь дети с особыми образовательными потребностями имеют возможность получать бесплатно услуги команды специалистов, как первую ступень социализации к детскому саду и школе. А также на базе школы № 8 организована работа Ресурсного центра инклюзивного образования, где особенные дети обучаются наравне с другими детьми, но при этом имеют возможность получать дополнительную помощь специалистов.
— Главное преимущество наших педагогов — это комплексный и командный подход, — подчеркивает директор средней школы №8 Раиса Ескендирова. — После того как ребенок с особыми образовательными потребностями попадает в школьный класс, в коллектив детей с обычным развитием, он не остается один на один со своими трудностями, которые могут возникнуть в процессе обучения. Инклюзивное образование само по себе подразумевает равенство возможностей для всех деток. Но чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, был готов к коммуникации, смог влиться в работу, ему необходима поддержка. Для этого и нужен Ресурсный центр, обеспечивающий контроль и своевременную помощь, которая может понадобиться особенному школьнику.
— Социальная адаптация и одновременное вовлечение в образовательный процесс с учетом особенностей ребенка — это ключ к успеху. Совместно с Фондом «Дара» в рамках проекта «Разные-Равные: мы за инклюзивное образование» работаем над созданием модели непрерывного сопровождения особого ребенка, начиная с раннего детства и сопровождая его в школе. Только действуя вместе, обучаясь вместе, мы можем изменить к лучшему свое будущее и будущее наших детей, — отмечает Мирас Иргебаев, Директор департамента корпоративных коммуникаций Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust».
Справка: Проект "Разные-Равные: мы за инклюзивное образование" реализуется Фондом «Дара» при поддержке Фонда развития социальных проектов "Samruk-Kazyna Trust". С 2014 года было открыто 11 Кабинетов психолого-педагогической коррекции для детей с особыми образовательными потребностями и 9 Ресурсных центров инклюзивного образования в Казахстане.
*Кабинет психолого-педагогической коррекции (КППК) — ОТДЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ организация образования, где детям с особыми потребностями (от 0 до 18 лет) оказывают комплексную помощь команда специалистов — психологи, дефектологи, логопеды, тифлопедагоги, сурдопедагоги, инструкторы ЛФК, специалисты по музыкальной ритмике.
**Ресурсный центр инклюзивного образования — ШКОЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, где ребенок с особыми образовательными потребностями может получить помощь во время учебы. Если необходимо, может позаниматься индивидуально с педагогом дополнительно к учебной программе, снять напряжение через активные физические упражнения. Очень важно, что здесь учителя могут обсудить с коллегами и родителями дальнейшую стратегию обучения по конкретному ребенку, то есть ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ друг с другом.