Легко ли в Усть-Каменогорске добыть справку об освобождении от субботника или экзаменов?

Легко ли в Усть-Каменогорске добыть справку об освобождении  от субботника или экзаменов? | Усть-Каменогорск Noks.kz

С наступлением тёплых дней родители некоторых учащихся усть-каменогорских школ и колледжей принялись атаковать поликлиники в попытках освободить своё чадо от нежелательных, по их мнению, нагрузок. Из уст в уста передаются цифры с четырьмя-пятью нулями, которые якобы помогают достичь вожделенной цели. Некоторые чрезмерно заботливые мамы даже пытаются устраивать скандалы в медучреждениях, когда их детям отказываются выдать требуемый документ. При каких условиях, куда и в какие сроки имеет смысл идти за освобождением, разбирался корреспондент YK-news.kz.

Много шума из ничего

Скандал начался в кабинете участкового врача, затем выкатился за дверь и с новой силой забушевал в коридоре, привлекая внимание сотрудников мед­учреждения и больных. Не удалось его погасить ни службе поддержки пациентов, ни главному врачу. Творцом великого шума стала напористая дама, которая требовала, чтобы её ребёнку немедленно выписали освобождение от грядущего субботника и прочих трудовых повинностей, которые ещё могут случиться до конца учебного года и в каникулярный период. Основанием для получения справки, по словам родительницы, была аллергия, которой давно страдает её сын. При этом сам ребёнок поблизости от мамы не наблюдался. По её мнению, присутствие самого пациента для получения справки вовсе не требовалось.

Сотрудники поликлиники тщетно пытались объяснить, что они вообще-то не против, но существует установленный порядок. Они спросили, почему ребёнок, страдающий тяжёлой формой аллергии, не проходил обследования и лечение в медучреждении, к которому прикреплён. Мама гордо отвечала, что не доверяет бесплатной медицине. Её семья пользуется исключительно услугами частного врача.

— Но вы же понимаете, что в таком случае нам придётся провести обследование, чтобы подтвердить диагноз ребёнка? — робко пыталось возразить руководство медучреждения.

Понимать это разгневанная родительница не хотела. Она угрожала жалобами в вышестоящие инстанции и кричала, что в других поликлиниках ей легко сделали бы всё необходимое за деньги. На беду аллерголог, который должен подтвердить необходимость освобождения, находился в командировке. По прилёте в Усть-Каменогорск его уже ждала машина, чтобы отвезти к юному пациенту. А пока специалист летел, руководство поликлиники связалось с учебным заведением и объяснило, почему ученик такой-то не может предоставить справку к такому-то сроку.

В итоге аллерголог нашёл, что основания для освобождения от всевозможных пыльных работ у ребёнка имеются. Упорная родительница получила то, что требовала. Врачи выдохнули с облегчением. До следующего подобного визита, которые, по их словам, случаются нередко. Особенно весной, когда родители штурмуют поликлиники, пытаясь добыть освобождение от отработок или экзаменов. В течение учебного года они чаще являются за освобождением от уроков физкультуры.

Просто так не делают

Почему же медики проявили такое упорство при выдаче справки, если в данном случае основания для неё имелись? Всему виной приказ Минздрава от 7 апреля 2022 года, утверждающий порядок выдачи подобного рода справок. Согласно этому приказу, выдавать освобождения имеет право только врачебно-консультативная комиссия (ВКК), создаваемая в каждой мед­организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Количество членов ВКК и порядок работы комиссии определяются руководством самой мед­организации. Обычно в неё входят не менее трёх человек. Их задача — контролировать правильность оформления листов и справок о временной нетрудоспособности и давать экспертное заключение об обоснованности принимаемых решений и выдаваемых заключений.

Пункт 11 этого положения гласит: «ВКК принимает решение после медицинского осмотра пациента, изучения его медицинских документов, результатов клинико-диагностических обследований, результатов проведённого лечения и медицинской реабилитации, оценки условий и характера труда...»

— Если ребёнок состоит на диспансерном учёте, в течение года в определённое время он должен пройти обследование, — поясняет директор клиники «Вита-1» Рая Рахимова. — Если назначено лечение, должен быть контроль за ним. Если ему положены бесплатные препараты, то он должен их получать. Справки от субботников и генеральных уборок, физкультуры, переводных и выпускных экзаменов моментально по желанию родителей не могут быть сделаны. Их выдаёт только ВКК. Мы сталкиваемся с тем, что есть дети, которые когда-то были взяты на диспансерный учёт по каким-то заболеваниям. Но они не посещали врача, обострений не было. Или родители выбрали какого-то другого врача, которому доверяют, и к нему они ходят. Но тогда они должны оповещать нас, что такой-то узкий специалист наблюдает ребёнка. Отсканированное заключение этого врача должно быть у нас. В конце концов, за состояние этого ребёнка отвечаем мы.

В последние годы казахстанцы начали привыкать к тому, что медицинские данные, внесённые в систему "Damumed", всегда доступны любому врачу в поликлинике, услугами которой мы пользуемся. Однако врачи напоминают, что на сегодня далеко не все медицинские системы интегрированы. И частный доктор не имеет доступа к карте пациента. Точно так же, как участковый врач не увидит заключения частного специалиста, если ему его не предоставят.

Конфликт интересов

Во взаимоотношениях родителей юных пациентов и поликлиник, к которым те прикреплены, иногда наблюдается конфликт интересов. Родители, учиняющие скандалы в мед­организациях из-за того, что их ребёнку не выдали освобождение от экзамена, физкультуры или труда на улице, иногда преследуют цель — снять излишние, по их мнению, нагрузки, которым подвергаются дети. Их цель в данном случае — именно справка.

При этом поликлиника настаивает на необходимости пройти через ВКК не только для того, чтобы проверить обоснованность справки. Хотя и для этого тоже. Ведь за каждое необоснованное назначение или документ сегодня следует наказание рублём.

— При поступлении жалоб/обращений, в особенности по припискам, проводится внеплановый мониторинг оказанных услуг, — сообщает директор филиала по ВКО НАО «Фонд социального медицинского страхования» Данияр Исенов. — В случае обоснованности жалобы, в отношении «нарушителей» применяются штрафные санкции. При необоснованном отклонении от клинических протоколов, несоблюдении стандартов организации оказания медпомощи, внесении в информационные системы недостоверной информации и так далее Фондом налагаются меры финансового воздействия на поставщика медицинских услуг.

Кроме того, одна из задач ВКК — скорректировать стратегию лечения таким образом, чтобы улучшить качество жизни пациента, а если удастся, и вовсе избавить его от заболевания. Иногда состояние ребёнка, страдающего серьёзным заболеванием, таково, что он не может обучаться в обычном классе. Врачебно-консультативная комиссия может принять решение об обучении на дому, а также о направлении на санаторно-курортное лечение.

Бессмысленно и бесполезно

И всё же некоторые мамы упорно штурмуют поликлиники, пытаясь вопреки сопротивлению медиков добыть для своего дитяти освобождение иногда даже в том случае, если оно ему не положено. Среди родителей циркулируют слухи, что вожделенную справку можно даже купить за круг­ленькую сумму. Размеры этой суммы при передаче из уст в уста варьируются от 40 000 до 120 000 тенге. И чем ближе к экзамену, тем, по слухам, справка обойдётся дороже. К слову, ни медики, ни управление образования ВКО не подтверждают реальность существования этого подпольного рынка справок.

Почему же родители продолжают верить слухам и пытаться правдами и неправдами оформить справку путём скандала или за деньги? Быть может, к этому их толкают требования учебных заведений, которые принимают освобождения от экзаменов от любого врача и в любом виде, но к какому-то строго определённому сроку? Управление образования поспешило развеять это заблуждение.

— Обучающиеся 9(10) и 11(12) классов освобождаются от итоговой аттестации в следующих случаях: по состоянию здоровья, дети-инвалиды первой и второй группы, участники летних тренировочных сборов, кандидаты в сборную команду Республики Казахстан для участия в международных олимпиадах (соревнованиях), смерть близких родственников, — комментирует заместитель руководителя управления образования ВКО Динара Шаухина. — Для освобождения от экзаменов необходимо до экзамена предоставить в организацию образования соответствующие документы, чтобы издать приказ об освобождении.

Как видим, о каких-то конкретных сроках речь не идёт. В качестве документов, на основании которых школа может издать приказ, освобождающий некоторых учащихся от экзаменов, на первом месте идёт заключение ВКК по форме № 026/у. Для выставления итоговых оценок без итоговой аттестации со стороны школы требуется выписка из решения педсовета и ходатайство школы, подлинники и копии табелей успеваемости. В том случае, если ребёнка освобождают по причине семейной трагедии, следует приложить копию свидетельства о смерти близкого родственника.

Медики предполагают, что ажиотаж вокруг справок, который устраивают некоторые родители, может быть вызван тем, что педагоги сами настоятельно рекомендуют взять освобождение, чтобы не завалиться на предстоящем испытании. Учителя, с которыми нам довелось пообщаться, отрицают такую необходимость.

— Да кого там завалят, если выпускные экзамены теперь сдаются в школе? — комментирует заместитель директора по учебной работе одной из школ Усть-Каменогорска. — Справка освобождает только от МОДО (мониторинг образовательных достижений учащихся в 4 и 9 классе) и итоговой аттестации. ЕНТ в школе больше не сдают. И справка от него не освобождает. К тому же справка сейчас по форме другая. Она с QR-кодом. Мы можем открыть и проверить: дала ли её ВКК, как положено, какой код болезни, есть ли все необходимые печати. Проверяется, прописана ли полностью установленная формулировка. Собирается пакет документов, который мы отправляем в отдел образования. Они его проверяют, передают в управление образования. И там каждую справку тоже проверяют. На моей памяти ни одна из справок учащихся нашей школы не возвращалась. Хотя в кулуарах я слышала, что бывают случаи, когда они не проходят такую многоступенчатую проверку. Это по выпускным экзаменам. По переводным прошла информация, что экзамен по казахскому языку будут сдавать даже дети, которые обучаются на дому. Их просто проэкзаменуют дома. В приказе значится, что при промежуточной аттестации освобождение от экзаменов по болезни не предусмотрено.

В 2024 году промежуточные экзамены в 5 – 8 и 10 классах должны пройти на последней майской неделе. Если ребёнок не будет сдавать, он просто не получит итоговую оценку по казахскому языку. Так что добыча справки, тем более за большие деньги, совершенно бессмысленна.

Учителя подтверждают, что было время, когда за освобождениями гонялись выпускники средних школ, которые поступали в зарубежные вузы. Они не хотели сдавать ЕНТ, которое было одновременно выпускным и вступительным экзаменом. С тех пор как ЕНТ осталось только для поступающих в вузы Казахстана, освобождение от него перестало иметь какое-либо значение.

Попытки «разгрузить» детей любой ценой сами педагоги считают совершенно бессмысленными. Даже выторговав освобождение единожды, папа с мамой не смогут защитить своё чадо от всех испытаний грядущей жизни.

Комментарии
17 мая 2024
0