пт, 29 мар.

Как Риддер справляется с последствиями огненного бедствия

Как Риддер справляется с последствиями огненного бедствия | ВКО Noks.kz
Фото: Дома сдаются "под ключ", со всей внутренней отделкой и планировкой участка

День 10 мая 2021 года разделил жизнь обитателей посёлка Лесхоз на две половины. Десятилетия в домах, выстроенных часто собственными руками, налаженный быт и хозяйство в считанные минуты унесла стихия. Будущее — новое жильё в ином районе города, которому пожар не угрожает. Решать проблему крыши над головой погорельцам не пришлось самостоятельно. На помощь пришло государство.

Под пеплом тлеет память

На выгоревших улицах Лесхоза сегодня пустынно. Руины частично разобраны, даже мусор уже вывезли. Только обгоревший металлолом собран в аккуратные кучи, ожидающие поездки в ближайший пункт приёма. Среди остатков сгоревших домов и хозпостроек оптимистично зеленеют огороды, засаженные людьми уже после пожара.

Как Риддер справляется с последствиями огненного бедствия

Жизнь на пострадавшей улице Сосновый бор олицетворяет верный пёс, с лаем выкатившийся из подворотни, стоило нам подойти к одному из уцелевших домов. На зов собаки появляются люди.

Оксана и Руслан потеряли в тот день всё, что имели. Их дом по адресу: Сосновый бор, 11, сгорел дотла. Молодые люди вспоминают, как пытались спасать своё имущество, поливая шлангами в разных концах участка. Но полицейские и пожарные решительно вывели их в безопасное место.

— В первые минуты нам помогли люди, которые просто мимо проезжали, — вспоминает Руслан Соколов. — Полицейские вывели нас на дорогу. Из-за домов не видать, что горит. Всё летит, стреляет во все стороны. То здесь, то там начало загораться. Потом начали газовые баллоны взрываться. Смотрим: вроде у нас дым пошёл. Крыша соседнего дома обрушилась. Когда я обратно вернулся, смотрю — люди бегают. Вначале подумал, что мародёры. Мы ведь всё открытым оставили. Оказалось, что это волонтёры — дом нашей бабушки тушат. Людей много было, человек 200. В сердце пожара не лезли, там уже всё безнадёжно было. Но кое-что ещё пытались затушить.

Когда Соколовы вернулись домой, то обнаружили, что из всего семейного имущества уцелел только туалет. А вот бабушкиному дому, стоящему по-соседству, повезло. Рядом с ним факелом горела лиственница, огонь уже лизал угол дома. Но ветер внезапно переменился, и избушку удалось отстоять.

Всем миром

В Лесхозе ещё не успел развеяться дым пожарища, когда многие люди одновременно начали решать проблемы погорельцев. Тем, кто не мог жить у родных или знакомых, предоставил места в своём профилактории Казцинк. Добровольцы собирали для пострадавших деньги и вещи, доставляли продукты питания. Посылки шли со всего Казахстана и даже из соседней России.

— Нам очень хорошо помогали, — признаёт Руслан. — Молодёжный центр, волонтёры. Казцинк много помог. Мы там оба работаем: я — проходчиком, жена — грохотовщиком. Полиция от мародёров защитила, долго здесь посты стояли. Теперь мы с соседями сами следим за участками. Акимат всё расчистил, вывез всю эту гарь.

На вывоз мусора не были потрачены бюджетные средства. Городской акимат договорился с крупными предприятиями Риддера о предоставлении техники для уборки погорелья. Для ограждения участков людям выделили штакетник. Но самым болезненным вопросом для пострадавших, разумеется, была крыша над головой. И эту проблему тоже взяли на себя власти.

— Пожар у нас случился 10 мая, а уже 13 мая пять частных застройщиков приступили к работам в микрорайоне "Ботаника", — рассказывает руководитель отдела архитектуры, градостроительства и строительства Риддера Елена Маслакова. — Началось устройство котлованов на 32 дома. По результатам работы комиссии было определено, что сгорело полностью 30 домов. Ещё два новых дома запланировано отдать многодетным семьям, которые стоят в очереди на получение жилья из государственного жилого фонда. Сроки завершения работ были установлены 15 августа. Первые две организации — ТОО "VK Invest Company" и "ОблШыгысЖол" — закончили работу раньше срока. Работали в несколько смен, даже ночью. Включали прожекторы и строили. Аким области сказал: "Как только дома будут готовы, не надо ждать официального вручения для всех. Заселяйте сразу!" Все застройщики проявили солидарность, бросили остальные свои объекты и консолидировали все силы здесь. Застройщики же сделали новосёлам по три подарка: кухонные гарнитуры, нагреватели "Аристон" и печи на твёрдом топливе. Всё это они поставили за свой счёт.

Одиннадцать семей погорельцев получили ключи от новых домов в первый день Курбан айта — 20 июля. Остальные пристально следят за ходом строительства. Ещё в июне новые дома были распределены по жребию, так что люди знают, где именно им предстоит жить. У будущих хозяев есть возможность высказать свои пожелания ещё в процессе работ. Руслан Соколов регулярно бывает на стройке.

— Позавчера я был там, смотрел, что и как доделывают, — рассказывает мужчина. — Ждём, что нам позвонят и скажут, когда вручение ключей будет. До 15 августа нам пообещали сдать всё. Надеемся, что ещё успеем сделать до зимы хотя бы углярку. Остальные хозпостройки сейчас нам не потянуть. Все материалы подорожали.

Красный, чёрный, голубой...

Новое жильё начали возводить с такой стремительностью благодаря тому, что микрорайон "Ботаника" давно был определён генпланом города как район перспективной застройки по программе "Одноэтажный Восток". Рабочее название посёлка — Третий жилой район. Он рассчитан на 110 участков. Майская трагедия ускорила реализацию этих планов.

Ровные ряды аккуратных домов различаются только цветом зданий. Есть "чёрные", "синие" и "красные" улицы — по цвету крыш и отделки. Одинаковые домики общей площадью 80 квадратных метров построены по тому же проекту, что и 28-й микрорайон Усть-Каменогорска.

— Все материалы, которые применяются при строительстве, сертифицированы, — поясняет Елена Маслакова. — Всё идёт от заводов-изготовителей. Стеновые блоки из ячеистого бетона нам поставлял завод из Семея. Сам директор завода сюда приезжал, когда у погорельцев были сомнения. Материал для людей новый. Мы привыкли к кирпичу и дереву, но газоблоки по тепловым характеристикам намного лучше кирпича. Да, он хрупкий, его нужно транспортировать на поддонах, изолировать плёнкой. У него не должно быть взаимодействия с внешней средой. Поэтому его обшивают утеплителем толщиной 10 сантиметров, потом ставят защиту из металлосайдинга.

По информации отдела архитектуры и градостроительства города Риддера, строительство одного дома для погорельцев обходится бюджету в 12 миллионов 800 тысяч тенге. Жильё возводят компании: ТОО "VK Invest Company", "Обл­­Шыгыс­Жол", "QK Sunkar", "Восток­взрыв­пром", "Kazprofstroy Holding".

Дома сдаются "под ключ", со всей внутренней отделкой и планировкой участка. Некоторые из "чёрных" домиков украшены гирляндами воздушных шаров — в знак того, что на днях они обрели законных владельцев. А рядом продолжается работа. Техника выравнивает и укатывает улицы. Ширина проезжей части — шесть метров, две трёхмет­ровые полосы движения. Тротуары и освещение обус­троены по обе стороны улицы. На тротуарах уже чернеет свежий асфальт.

Опасения и надежды

Когда погорельцам сообщили, что новоё жильё для них построят в Третьем жилом районе, многие начали высказывать опасения, что посёлок будет топить склоновыми стоками. Микроклимат там и впрямь удивительный. Пока в городе вовсю проглядывало солнышко, на "Ботанике" нас успело промочить дождём. Как оказалось, при планировании строительства проблему стоков власти сразу брали в расчёт. В глаза бросается свежая земляная насыпь, которая опоясывает новый посёлок со стороны гор.

— Освоение этого района начиналось ещё в советские годы, — напоминает Елена Маслакова. — Около 20 лет там простояли два одиноких дома, но никого не затопило и не смыло. Но для того чтобы избежать паводковых явлений, был устроен водоотводный канал. Была приглашена специальная организация, имеющая лицензию, с большим опытом работы. Выполнялись геодезические съёмки. Вода всегда себе найдёт дорожку, поэтому рассчитали все уклоны, чтобы не было обратного хода и заболачивания. Это инженерное сооружение должно защитить посёлок.

Счастливцы, получившие ключи от новых домов, начинают потихоньку перевозить в них то не­многое, что получилось нажить за два месяца после пожара. Но жить здесь они пока не торопятся.

Как Риддер справляется с последствиями огненного бедствия

— Заедем, когда воду дадут, — делится планами погорелец Алексей Чернов, работник ТЭЦ. — Пока у родственников живём.

По словам руководителя городского отдела архитектуры и градостроительства, сети на "Ботанике" уже запущены, опрессовка проведена. Но три подрядные организации ещё ведут работы, поэтому происходят отключения электричества и водоснабжения, когда к сети подключаются новые дома. Вероятно, полностью эта проблема исчезнет после 15 августа, когда стройка официально закончится. А пока новые жильцы совместно со строителями ликвидируют обнаруженные недочёты вроде неудачно расположенных электрических розеток или потеющих стеклопакетов.

Ещё одним волнующим погорельцев вопросом является право собственности на новое жильё. Ведь сгоревшие дома были частной собственностью их владельцев. Сейчас они получают от государства новые дома с участками размером в десять соток. При этом землю в посёлке Лесхоз забирать у них никто не намерен. Она остаётся за погорельцами, которые уже возводят новые заборы вокруг засаженных огородов, чтобы уберечь их от пасущейся скотины. Вопрос с оформлением документов на новые дома находится в процессе решения.

— Акимом области было принято решение ту землю людям оставить, — комментирует руководитель отдела архитектуры и градостроительства. — По правилам мы должны были её изъять, но власть пошла погорельцам навстречу. Людей не бросили на произвол судьбы, не ограничились компенсационными выплатами. Ведь стройматериалы подорожали на 100 процентов. На новые дома люди должны получить документы на право частной собственности.

Благодаря тому что часть домов уже сдана раньше срока, а остальные находятся на стадии завершения, у погорельцев есть шанс как-то обустроиться на новом месте до наступления зимы. Построенное государством жильё люди ждут с осторожным оптимизмом.

— Выглядит красиво, — признают супруги Соколовы. — А как оно будет, поймём, когда перезимуем. Поживём — увидим.

Как Риддер справляется с последствиями огненного бедствия

Фото автора

Комментарии
29 июля 2021
0